Советы логопеда
Материалы, размещенные здесь помогут вам определить, нужна ли вашему ребенку помощь логопеда. Так же вы сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного возраста, но многие упражнения подходят и детям младшего школьного возраста.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Нормативные показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет:
- Показатели речевого развития
- Использует родовые названия предметов
- Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии
- Может подбирать к словам антонимы
- Продолжается словотворчество
- Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)
- Определяет наличие звука в слове
- Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)
- Может составить рассказ по картинке или серии картинок
- Начало формирования внутренней (планирующей) речи
- Звукопроизношение полностью соответствует норме
Нормативные показатели речевого развития детей от 3 до 4 лет:
- Показатели речевого развития.
- Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов.
- Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Использует в речи приставочные глаголы.
- Появляется словотворчество.
- Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук).
- Умеет произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р.
- Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.
- Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.
- Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.
Родителям о речи ребенка
В последние годы количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Не секрет, что часто мамы и папы впадают в панику, прочитав в заключении диагноз: алалия, заикание, задержка речевого развития и т. п. Получив же информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, родители смогут определить, какие вопросы следует задать специалистам, какую позицию занять в общении с ними; поймут, что необходимо организовать домашние занятия с малышом по рекомендации логопеда. А тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.
Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка.
Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.
Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления.
Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.
При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Логопед советует :
- развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
- разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
- каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- использовать упражнения для развития мелкой моторики.
- при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
Если ребёнок говорит неправильно…
Вначале это обычно не беспокоит родителей. Их даже умиляет детский лепет, и они сами повторяют смешные ребячьи словечки. Время идет, речь у одних постепенно исправляется, а у других, к сожалению нет. И то, что раньше казалось милым, забавным, теперь становится неприятным для постороннего слуха, а главное, вредным для самого ребенка. Ведь недостатки речи задерживают умственное развитие (речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление), оказывают отрицательное влияние на развитие психики. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Поэтому прислушивайтесь, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.
Как это сделать? С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие ( ш щ ж ч ), свистящие ( с з ц ), сопорные (р л ).
Какие варианты неправильного звука надо уловить? Их может быть четыре.
Совсем не произносится какой — либо звук. Вместо шапка говорит «апка» или » каандаш» вместо карандаш.
Заменяется один звук другим : «сапка «вместо шапка или «каландаш» вместо карандаш. Искажается звук. В этом случае нужный звук заменяется другим, несуществующим в русском языке, например, произносится звук (с) с высунутым между зубами кончиком языка.
Пользуется звуком неустойчиво: в одних словах произносит правильно (огурец, в других же — неправильно («сыплята», яйцо) или изолированно ( может произнести звук, а в словах и самостоятельной речи не использует).
Опыт показывает, что чаще всего причина — нарушение движений органов речи (языка, губ и слухового восприятия). Вот почему необходимо обязательно выяснить, подвижны ли язык и губы. Для этого рекомендуются следующие упражнения, цель которых активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими.
- Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.
- То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать от одного угла рта к другому.
- То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова по нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной стороны).
Если ребенок затрудняется самостоятельно выполнять эти упражнения, нужно помочь ему: чистым бинтом взяться за кончик языка и передвигать его в нужном направлении. Впоследствии малыш сам будет помогать себе.
- Полезно и упражнение » языки лопаточкой «(широкий, ненапряженный язык).
- Научите ребенка высовывать напряженно острый кончик языка.
- Для губ: беззвучное произношение звуков и — у — и — у (улыбка — трубочка).
Упражнения проделываются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать себя. Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание и контроль за собственной речью.
Для развития слухового внимания предлагаем следующие игры:
- «Узнан предмет по звуку». Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (погремушку, флейту, барабан, дудку). Познакомьте ребенка со звуком каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и угадать, на какой вы только что поиграли.
- Отгадать, по какому предмету постучали палочкой(стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).
- «Внимательный ли ты?» По вашему поручению ребенок запоминает какой-нибудь звук, который неправильно произносит, например {р}. Вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его (рак, рыба, стол, корыто, голова). Малыш должен поднять руку, когда услышит слово со звуком {р}.
- «Определи, в каком месте находится данный звук в слове» (в начале, в середине, в конце).
- «Игра с картинками» Подбери те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.
- » Назови слова сам». Это упражнение одно из завершающих, связанны со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком, который может быть в начале, в середине, в конце.
Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей: он постепенно осознает ее, различает и затем подражает. Поэтому для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел выделять звуки речи.
Нужно ли обращать внимание на дефекты речи? Несомненно. С пяти лет ребенок сам осознает свой недостаток и переживает его болезненно, замыкается, становится молчаливым. И если не придавать этому значения, могут усилиться нервно — психические нарушения.
Указывать ребенку на ошибки надо тактично, деликатно. Необходимо вовремя обратить внимание на нарушения речи и заняться их ликвидацией, всегда помнить, что своевременное и правильное развитие речи — основа умственного развития, без которого невозможна, интересная, полноценная жизнь.