Формирование музыкального вкуса
Слышали ли вы когда-нибудь поговорку о яблоне и яблочке, которое всегда падает где-то рядом? Так вот она – эта поговорка – имеет отношение и к формированию музыкального вкуса…
Конечно, нам бы хотелось, чтобы наши дети росли умными, воспитанными, эмоционально благополучными, а все эти качества воспитываются прежде всего в семье. Задумайтесь – что видит и слышит ваш ребёнок дома, или по дороге в машине, или просто, находясь рядом с вами, неважно где. Всегда ли то, что впитывает, как губка, ваш маленький человечек, нужно ему слышать и видеть?
Давайте же постараемся сделать наших детей добрее, давайте попробуем обогатить их эмоционально! Это в ваших руках. Попробуйте для начала просто повнимательнее отнестись к той музыке, которая звучит фоном вокруг вашего малыша. Задумайтесь, насколько эта музыка предназначена для чувствительных детских ушек? И что она несёт – эта музыка?
И пусть ваш ребёнок вместе с вами слушает хорошую, качественную в эстетическом отношении музыку! Пусть эта музыка несёт добро, спокойствие и, всё-таки, какую-то смысловую нагрузку. Это очень грустно, когда шестилетний ребёнок не слышал никогда фамилию «Чайковский», но при этом знает тексты низкокачественных песен. Задумайтесь об этом! Учёными, к слову сказать, доказан факт благоприятного воздействия на умственное развитие прослушивания музыки Моцарта. Да и нам, взрослым, с нашими вечно измотанными нервами, очень полезно послушать хорошую музыку.
Будьте разборчивыми, воспитывайте в детях правильное отношение к музыке. И вы не заметите, как ваши дети начнут воспитывать это в Вас! Любите своих детей и становитесь лучше!
Учим ребенка, слушать музыку.
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.
Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.
К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.
Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из «Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку?
Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе «Как рассказывать детям о музыке”; «Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.
Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.